oshanbo (oshanbo) wrote,
oshanbo
oshanbo

Categories:

О фотографировании в музеях

Для тех, кто давно меня знает. Не удивляйтесь этому посту, вот такой он получился.

Для тех, кто недавно следит за блогом: после того как закрылись Яндекс-Фотки я перенес хостинг на свой собственный сайт. Который даже и не сайт, а именно что фотохостинг, который позволяет мне спокойно выкладывать картинки в постах. Называется он Мой Виртуальный Музей

https://www.myvirtualmuseum.ru/index.html

Добрый день. Меня зовут oshanbo и я фотографирую в музеях.

На написание этого поста меня подвиг недавний пост многоуважаемой Шакко (shakko_kitsune)





Это перевод из иностранного блога с парой примечаний самой Шакко. Читать его было и грустно и забавно одновременно, увы, скорее грустно. Люди не понимают друг друга, и даже гордятся этим непониманием.

Я попытаюсь показать, что не понимает американский автор изначального поста о фотографировании. Главное, что мне самому интересно в музейном фотографировании, что это мне дает и так далее…

Немного о себе. Я не искусствовед. И не фотограф. И не журналист и не так далее. Основное мое занятие максимально далеко от искусства, от фотографии, на всякий случай добавлю, что и от литературы и вообще от всего, о чем можно подумать. Музеи, фотографирование – это просто хобби. В тяжелой форме я болею этим хобби всего лет пять-семь. Чего-то я за это время, наверное, достиг, но уверен, что из читателей этого поста многие гораздо лучше владеют фотоаппаратом и могут дать больше советов по фотографированию. Я не обольщаюсь по поводу своего небольшого опыта.

Но давайте по пунктам.


Да, у меня тоже есть фото, о том как у Джоконды стоит толпа народа и все ее фотографируют. Это такое общепринятый кадр для всех побывавших в Лувре. Но, как видите, народ иногда рассасывается и Леонардовский шедевр становится вполне доступным. Эх, вот примерно в этот момент я и заболел музейным фотографированием. Сейчас бы я лучше сфотографировал.
В Лувр хочу





Первое и главное. Мне кажется, что именно отсюда все идет

Думайте о музейной фотографии как о поджанре фотографии художественной.

Нет, не думайте о ней так. 99 процентов фотографий, которые делаются где-либо и в музеях в частности – фотографии технические.

Давайте определимся в том, что понимать под художественным и техническим фото. На сайтах фотографов легко найти простой признак. Вот вы берете чужую фотографию. На ней нет знакомых вам людей, вы не знаете в какой момент она была сделана. Но внезапно вы понимаете, что она вам интересна. Вот это и есть основной признак художественной фотографии. У вас нет никакой информации о контексте, в котором она была сделана, но ее все равно интересно смотреть. (На всякий случай, оставим в сторону исторические фотографии).

Теперь вернемся к вашим фотографиям. Найдите свои старые фото. Будет ли вам интересно на них смотреть? Скорее всего, да. Потому что это ваши воспоминания, ваши фрагменты жизни. Скажем, в фейсбуке очень многие откликнулись на флешмоб по выкладке фотографий десятилетней давности. А почему такое разное отношение для своих и чужих фотографий? Все дело в контексте.

На самом деле, если вы снимаете какой-то музейный экспонат, то фотография фиксирует не экспонат. Она фиксирует данную конкретную секунду существования данного экспоната, в конкретной обстановке, окружении, освещении и так далее. Если есть окно в помещении, то зайдет солнце и освещение изменится. На самом деле даже наличие-отсутствие публики в зале немного меняет вид экспоната, даже если сама публика не попадает в кадр. Тени, цветовые рефлексы, или вообще непонятно что, но меняет. Более того, фотография фиксирует еще и ваше конкретное состояние в тот момент, когда вы делали снимок. В том числе и своей кривостью, косостью, нерезкостью и смазанностью от того, что вас толкнули под локоть. Ваша память сохранит все это, но в дальнем уголке. А посмотреть на фото – это как в базах данных индексом правильным воспользоваться – все вспомнится. И окружающая обстановка, и злость на того, кто вас под руку толкнул, что кадр смазался. Или наоборот, вас толкнули, а вы так были увлечены, что и не заметили этого. Так что фото – оно не только в файле (на бумаге). Она и в голове того, кто фотографировал. И когда вы смотрите чужое фото, то у вас этого дополнения в голове нет. Художественное фото – оно как бы вне совсем уж конкретного контекста. Художественное фото и ваше личное фото – это совсем разные жанры. Давайте назовем свои личные фото техническими. В комментариях к посту Шакко кто-то назвал их триггерами. Это действительно технический триггер, позволяющий снова ощутить свои личные чувства при вот том контакте с искусством.

С текстами, кстати, то же самое. Очень трудно отрешиться от своего восприятия написанного тобой же художественного текста. Ты знаешь больше о мире текста, об обстоятельствах, при которых он был придуман и написан. У тебя он будит гораздо большие чувства, чем у стороннего читателя.

Ну и из всего выше сказанного возникают мои претензии к Правилу №1
если вещь знаменита -- пренебрегите. Не фотографируйте её.
Наоборот. Обязательно сфотографируйте ее. Я уже говорил, что фотография фиксирует не собственно произведение искусства, но сложное отношение между вами, произведением искусства и окружающей обстановкой. Это отношение уникально. Другое дело, что вряд ли кто кроме вас самих это отношение по фотографии сможет восстановить и оценить весь кайф от пережитого. Но зачем из-за этих странных непонимающих людей себя этого кайфа лишать? Помните, что вот тех идеальных произведений искусства, изображения которых можно найти на музейных сайтах – их на самом деле не существует. Они в реальности другие. Именно поэтому стоит все-таки ездить и смотреть оригиналы в музеях, а не довольствоваться их интернет-копиями. Конечно, ваше фото не передаст ваше впечатление во всей полноте, но будет ближе к вам, чем самые лучшие интернетные.


Продолжаем смотреть на сокровища Лувра, а они смотрят на нас. Старая тоже фотография, тут я еще размер ужимал зачем-то




А еще такое большое количество разных фотографий позволит вам сравнить свою с другими. По разным параметрам. И чисто по техническим. И, например, по поиску интересных других ракурсов известных экспонатов, это для скульптуры очень актуально. Обязательно просматривайте не только профессиональные, но и любительские фотографии перед поездкой. Я на трипэдвайзере всегда смотрю и по знакомым блогам. Начинаешь понимать, с чем РЕАЛЬНО придется столкнуться. Кроме того можно заметить интересные ракурсы или детали, даже если чужое фото технически плохое, то свое-то можно лучше сделать! Да даже если и не делать, а просто подсмотреть интересные детали, то потом можно будет полюбоваться на них глазками.

А еще – что плохого в том, что вы «зачекинитесь», то есть фото просто будет служить галочкой, что вы тут были? Вы каждый день можете бывать в Лувре? Вы каждый день можете смотреть на Мону Лизу? Я вот был в Париже только один раз (надеюсь, все-таки, пока), правда, в Лувр 4 раза заходил, но все равно ж этого крайне мало. Почему вы должны лишать себя воспоминаний об этом моменте? В комментах к посту Шакко писали, что хорошее изображение само по себе вызовет нужные воспоминания. Ну… Можно научиться и на звонок начинать желудочный сок выделять…

Конечно же у меня есть просто Венера Милосская, без какого-либо соотнесения ее с окружающей публикой. Вот зайти слева, со стороны ее правой (отсутствующей) руки лучше, потому что там окно с этой стороны в зале. Освещение другое! Вообще, сотрудники Лувра гады. Столько древнегреческой скульптуры у окон расположили…




Есть и еще одно очень неочевидная причина фотографировать известные экспонаты. Музеи часто выкладывают фотографии в не самом хорошем разрешении. Или с водяными знаками. Так что уже при современных камерах есть неслабая вероятность того, что ваша фотография будет просто качественнее того, что в Интернете выложено. И это еще мало задействованы недавно появившиеся полноформатные камеры. Дороговаты они пока, и полного спектра объективов к ним нет. Вот начнет Тамрон делать объективы для полноформатных камер – надо будет подумать :)

Вот тут сложно было как-то проиллюстрировать текст, надо было найти что-то совсем уж известное, скажем, к чему не надо приводить табличку, и так понятно было что это. Выбрал эту фотографию из Лиссабона, коллекции Берардо. Я не берусь утверждать, что в Интернете нет фотографий с лучшим разрешением (в конце концов, это же вы тоже в Интернете нашли :) ). Я даже не искал сейчас Уорхола, я уверен, что такие есть. Просто хочу показать, что даже щелкнув картину на бегу, криво и косо вы получите вполне приличное качество снимка. Не знаю, насколько мне это удалось



Что меня удивило в тексте изначального поста, так фраза
Уж не говоря о том, что нормально поймать ракурс камерой, когда тебя со всех сторон толкают локтями, не возможно.

А что, в американских музеях локтями толкаются? Вот сколько я ходил на разные выставки в Москве. На пресловутой выставке Серова был. На японской выставке в ГМИИ в прошлом году. На выставке в Манеже, на которую надо было три часа стоять, и на которой явно не все были завсегдатаями музеев. Но никто нигде и никогда не толкался. Все спокойно пережидали, пока другие отойдут. Вот между твоим носом/объективом и картиной влезть вполне могли, даже если между объективом и картиной несколько сантиметров было! Но и то, часто это из-за того, что таблички мелкие, и людям с не очень хорошим зрением приходилось близко к ним подходить. Но чтобы толкаться??? В Европе тоже такого не помню.
Тут еще надо понимать, что вот эта толпа перед Моной Лизой – вещь уникальная. Даже у Венеры Милосской такого нет. Может, в Ватикане есть что-то подобное? Но я там был очень давно, еще в пленочную эпоху. Ай-ай-ай, товарищи американцы, не толкайтесь!

Поехали дальше:
Если у вас есть привычка фотографировать, чтобы легче вспоминалось (так же вы делаете с новым интересным вином или рекомендованной книгой), то просто запишите -- ну ладно, сфотографируйте этикетку к картине.

Соглашусь с примечанием Шакко. Какой-то дурацкий совет. Даже немного религиозный, типа, не фотографируй табличку в молоке матери… Извините. Просто не нахожу других причин. Для памяти снять (а не переписать ручками) табличку можно, а вот сфотографировать саму картину нет? Пусть под углом, сбоку, кадр же технический, для памяти? Автор не пробовал рассматривать, например, ряд пейзажей Камиля Коро, которые очень похожи и с похожими названиями? Ну, ладно, а не встречал ли автор просто повторяющиеся названия, особенно вроде «Композиция» или вообще «Без названия»? Потом еще надо учитывать, что это ведущие американские музеи очень хорошо представляют свои коллекции в Интернете. Но не у всех музеев это так. И еще – искусство – это далеко не только живопись. Есть еще и декоративно-прикладное искусство. Вот, к примеру, и я недавно писал о ней, и Шакко упоминала в одном из обзоров: в Музее Москвы проходит очень интересная выставка ткани. Так там на табличках просто «образцы ткани» написано (еще фабрика и года, иногда и имя создателя, но это не очень поможет). Вперед, товарищи, на поиски! А среди авторов есть Попова и Степанова, наши амазонки авангарда, которых, наверное, даже наш американский автор поста слышал!

Подумав, решил предложить найти икону по табличке. Это была такая выставка Русский Север в Историческом музее




А это, собственно, сама икона, которую надо найти



Правила 2 и 3

Это про фотографирование деталей картин и общих планов экспозиций.
Вот тут я совершенно согласен!

Каждый сам продумывает и реализовывает свой план просмотра выставок и музеев, кто-то сосредотачивается на одном-двух экспонатах, кто-то просто пытается проникнуться атмосферой места. Но все-таки обычно сразу люди понимают ценность и общих планов, и конкретных деталей. А уж забавных (и просто интересных) мелочей на картинах запрятано масса. Всегда отдельно фотографирую котиков!


Этот котик с выставки Йорданса, которая еще проходит в ГМИИ имени А.С. Пушкина. Можете успеть его там найти. Он добрый и ласковый, но попал в тяжелую жизненную ситуацию



Есть картины, которые все хочется изфотографировать на детали, Босх – очень хороший пример.
Картинки приводить не буду, просто отправлю на другой свой пост, а оттуда можно пройти на страничку Моего Виртуального Музея, где этих фрагментов, кажется, 24
https://oshanbo.livejournal.com/316886.html

Мне всегда казалось, что эти правила банальны, но вот сейчас вспомнил, что не сразу додумался фотографировать живопись и графику макрообъективом.

Еще сложнее, наверное, понять, что каждая выставка и музейная экспозиция – отдельное высказывание. Оно может быть удачным, интересным, может не очень интересным, но это частности. Важно, что экспонаты для выставок и экспозиций подбираются не абы как. Они все связаны друг с другом, да плюс еще и с оформлением залов. Так что даже если сам по себе зал не представляет особого художественного интереса, то хотя бы для того, чтобы ощутить дух выставки и – опять-таки – помочь себе вспомнить свои мысли и чувства при посещении зала – фотографируйте залы.

Лиссабон. Музей Медейрос и Альмейда. Это, скорее, дом-музей знатного португальского вельможи. Тут интерьеры даже важнее собственно экспонатов. Но и коллекции различные тоже показывают. Вот там, в витринах, очень много таких симпатичных мелочей! Но если бы я там сильно задержался бы, меня бы прибила моя семья :(. Фотографий этого зала в интернетах много, но мне моя милей!




Гораздо реже в экспозициях «рифмуются» соседние экспонаты, но это тоже бывает. Тут еще же вопрос в том, что вот все эти «рифмы», параллели, детали отдельных экспонатов – все это надо учиться замечать. Не чтобы это легче было сделать фотографируя, но. Представьте себе, что вам надо запомнить не только какие-то отдельные экспонаты, но и их взаимное расположение, понять, как они перекликаются друг с другом, запомнить интересные детали в самих залах. Пусть фото будет техническим, но это будет костылик для вашей памяти. Более того, вот даже если вы на автомате сделаете какие-то снимки, то потом – уверяю вас – обязательно найдете при просмотре скрытые детали. Глядишь, и еще раз вернетесь, и будете уже обращать внимание на большее число деталей. Потому что свой опыт – он самый ценный.

Это Музей искусств Каталонии в Барселоне. Там залы посвящены не отдельным художникам, и экспозиция не придерживается хронологического порядка. Особенно это заметно в зарах Ренессанса и Барокко. Каждый зал посвящен какой-то отдельной теме. Данный – изображению экзальтации и мистического озарения. И сразу становятся видны основные приемы художников!



И о селфи

Мне в одном музее билеты на фотографирование не продали из-за того, что я технически не мог большим аппаратом селфи делать. Сказали, что у них разрешено только фотографирование себя в интерьере, а раз себя сфотографировать не сможешь, то и нечего билет на фотографирование покупать. А вы говорите селфи-селфи…

Почему-то, совсем уж на заре поездок и фотографирования у меня было представление, что нечего все вокруг фотографировать без себя самого. Если на фото есть ты сам, то тут хотя бы есть ценность фиксирования пресловутой галочкой, что вот в этом месте ты был. Документальное подтверждение. Но быстро от этих представлений избавился. Если есть что-то или кто-то в этом мире, кто не должен быть на фотографиях, то это я. Сложнее всего в зеркалах не отражаться…

Кроме того, снимая селфи, особенно с селфи-палками-себяшками, фотограф разворачивается спиной к витрине и может нечаянно повредить экспонат или других посетителей. И такие случаи в мировой практике уже были. Человек, пытаясь выбрать лучший ракурс, делал шаг назад, или вбок – и сбивал экспонат. С палкой оценить расстояние еще сложнее, плюс еще и сама палка может кого-то или что-то задеть, поэтому палки часто запрещают.

Но если быть аккуратным, то непонятно, чем селфи плохо. В конце-концов, делая панораму зала ты тоже будешь отходить по максимуму к какой-то из стен, а значит и к каким-то экспонатам. Просто надо быть аккуратнее. Но это общий и банальный совет

Это фото я взял из оригинального поста, привожу здесь только для того, чтобы было понятно о чем идет речь (Photo: flickr, Joe Shlabotnik). Остальные фотографии здесь мои.



Эта персона действительно получает удовольствие от созерцания произведения искусства путем делания с ним селфи? Реально?

Да, реально. А вы реально думаете, что она это делает, пересиливая свое отвращение к Авиньонским девицам?! Здесь-то в чем претензии, она же совершенно точно никому не мешает? А уж фото с девицами с высунутым языком просто классное! Девушки тут гораздо интереснее Джоконды!

На самом деле в той статье с самого начала хорошо

собираются толпы, которые больше заинтересованы в том, чтобы сделать фотографию, а не насладиться произведением искусства -- и они мешают нормальным посетителям музеев.

Нормальные посетители. Почему-то считал, что подобное ворчание – это только наша российская особенность. Но снобизм, похоже, интернационален.

Мне забавнее наблюдать, когда посетители подходят к картине, принимают какую-то особую созерцательную позу для впитывания эмоций (этих поз не очень много), а потом, конечно же, пишут о потоках энергии, которые исходят из настоящего искусства!

Но большинство посетителей приходят все-таки не получать эмоции. Эмоций им и так хватает в жизни. Ими движет любопытство. Они читают таблички и слушают аудиогиды (хотя вот для меня аудиогиды точно зло, народ перед картинами тормозит по страшному, но я потерплю). Они пытаются понять логику всего представленного, да еще и детям ее показать. Они слушают экскурсии, иногда просто контрабандой к ним подстраиваясь!

И еще – что немаловажно – они несут в музеи свои деньги. Да и даже помимо денег. Музей, в котором толпы народа, гораздо симпатичнее музея, в котором ты целый день ходишь один.
Каждый из нас

Кажется, я давно не приводил фотографии ювелирного искусства. Это тоже Лиссабон, музей Гульбенкяна. Там есть коллекция фирмы Лалик, вот это оттуда.



На самом деле, я хотел написать о каких-то технических вещах. Как бороться с отражениями и бликами, например, и надо ли с ними бороться. Хотел написать о том, почему я все-таки выбрал стратегию стараться сфотографировать на выставках и музеях все, что попадется под руку. И что лично мне дала и дает такая стратегия. А вышло что-то странное. Это потому, что текст уже большой, я просто не представляю, как народ умудряется писать длинные и развернутые статьи (особенно с литературно критикой). Может быть, когда-то я это еще и напишу, если это еще кому-то окажется интересным.

А сейчас надо закругляться. Давайте уж приглашу в конце на выставку стекла в ВМДПНИ на Делегатской. Она даже в январские каникулы будет доступна. А там можно сделать хорошие фотографии. Только не увлекайтесь. Там ряд экспонатов (стекло!) просто так стоят, без витрины. Фотографировать классно, но если заступите за черту, то включится сигнализация. А выключить ее может только охранник, который может отсутствовать. И пока он вернется, полчаса будете слушать тревожные крики сигнализации (это не я заступал, но пока был, три раза срабатывало)!

Просто один из экспонатов выставки, с раздела Хрусталя. Табличку не привожу, потому что до этого не приводил, так что отыщите ее на выставке сами!


Tags: Финьга всякая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 53 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →