Интересно, что это в основном именно стекло, а не хрусталь. Как я понимаю, тут собраны более-менее обычные предметы из стекла, предназначенные для обычных людей, может, и не крестьян, но не высшей знати. Вот та парочка предметов из зеленого стекла явно не предметы роскоши. Про кубки и бокалы с гравировкой не пойму. Про предметы с транспарантными эмалями, там, похоже, целый сервизик получается – тоже. По хорошему, надо узнавать происхождение предметов..
Но повседневное стекло тоже интересно. Все-таки, оно, наверное, не совсем повседневное. Или повседневное, но для знати. Как-то так.
Страница в моем виртуальном музее
https://www.myvirtualmuseum.ru/text/russia/moscowoblast/nj_dpi.htm
Со стенда в музее:
Русское стекло в коллекции музея
Коллекции фарфора и стекла музея «Новый Иерусалим» начали формироваться в 1920 – 1930-е годы. В значительной степени этому способствовали поступления предметов из окрестных усадеб. Во время Великой Отечественной войны большая часть собрания фарфора и стекла погибла, однако в послевоенный период велась работа по комплектованию этих коллекций.
На Руси еще в XI – XII вв. стекло применялось, в том числе для изготовления посуды. Однако завоевание монголами Киевской Руси во второй четверти XIII века нанесло огромный удар по развитию стеклоделия. В начале XVIII века центром производства русского стекла стала северная столица. Изделия Петербургского завода свидетельствуют о расцвете русского гравированного хрусталя. Высокое мастерство русских граверов демонстрируют и гравированные кубки XVIII века из коллекции музея.
Наряду со стеклом, предназначенным высшим слоям общества, на протяжении всего XVIII века в России производилась более демократичная по стоимости посуда, иногда украшенная эмалевой росписью. К подобным изделиям относятся фигурные сосуды, представленные в коллекции музея.
В начале XIX века в русском искусстве господствовал стиль ампир – завершающая фаза развития классицизма. Классической строгостью форм отличается ваза в форме кратера из черного непрозрачного стекла с золотой росписью из коллекции музея. Во второй четверти XIX столетия в России постепенно возник интерес к так называемым историческим стилям. Примером этого направления может служить неоготическая ваза из собрания музея, изготовленная из темно-синего прозрачного стекла с золотой росписью.
В XIX веке для декора начали применять множество новых методов, например, роспись транспарантными (прозрачными) эмалями. В России эту технику использовали на заводе М.Ф. Орлова. В коллекции музея хранится набор из подноса и графина, на которых транспарантными эмалями изображены цветочный орнамент и герб князей Голицыных.
1. Витрина музея
Фото 26 января 2019 года
3. Сосуд в виде бочонка. Вторая половина XVIII века
Россия, неизвестный завод
Стекло зеленое, гутная работа
Фото 26 января 2019 года
4. Кувшин. Вторая половина XVIII века
Россия, неизвестный завод
Стекло зеленое, гутная работа
Фото 26 января 2019 года
5. Кубок. 1730-е
Россия или Европа
Стекло бесцветное, венецианская нить, гранение, гравировка
Фото 26 января 2019 года
11. Кубок. Первая половина XVIII в.
Россия, неизвестный завод
Стекло бесцветное, гравировка
Фото 26 января 2019 года
13. Кубок декоративный. Первая половина XIX в.
Россия или Европа
Стекло синее прозрачное, гранение, роспись золотом, цировка
Фото 26 января 2019 года
15. Графин. 1830 – 1840-е
Россия, завод М.Ф. Орлова
Хрусталь бесцветный, гранение, роспись транспарантными эмалями и золотом
Фото 26 января 2019 года
16. Подносик. 1830 – 1840-е
Россия, завод М.Ф. Орлова
Хрусталь бесцветный, гранение, роспись транспарантными эмалями и золотом
Фото 26 января 2019 года
17. Ларец. 1830 – 1840-е
Россия, завод М.Ф. Орлова
Хрусталь бесцветный, гранение, роспись транспарантными эмалями и золотом
Фото 26 января 2019 года
А)
Б) Фрагмент