oshanbo (oshanbo) wrote,
oshanbo
oshanbo

Categories:

Шедевры русской графики из собрания Исторического музея. Мужской портрет

Так, свадебное платье выбрали, надо выбирать жениха. Конечно, жених для свадьбы не так важен, как платье, но все-таки совсем без него как-то не принято свадьбу играть.

Рисунок и акварель XVIII – XIX веков из собрания Исторического музея выставлены не в самом Историческом музее, а в графических залах Третьяковки на Лаврушинском переулке. Через несколько лет (в 2022-м) Историческому музею будет 150, начинаются уже мероприятия этому юбилею посвященные. Акварельному портрету посвящен только один зал, и женских портретов там гораздо больше, но надо же на чем-то сконцентрироваться!

Рисунки я видел в 2016 году в той же Третьяковке на выставке рисунки эпохи Романтизма, и именно тогда ими проникся. Портреты маслом были все-таки дороги, а иметь портреты хотела вся знать. Даже та, которой по карману были портреты маслом, хотела иметь больше своих портретов, фотографии-то еще не изобрели! В итоге акварельный портрет получил широкое распространение и мастерство художников достигло высочайшего уровня. Рисовали и очень известные художники, например, Карл Брюллов, его брат Александр, но были и мастера, специализировавшиеся именно на акварельном портрете. Самый известный, наверное, Петр Федорович Соколов (кстати, он женился на сестре Брюлловых). Петр Федорович, фактически, и был основателем жанра акварельного портрета. Второй известный акварельный портретист – Владимир Гау. Если Соколов принадлежит Пушкинской эпохе, то Гау работал в 1840 – 1850-х годах. Он академичнее, что ли, у него портреты не так романтичны, но техника, конечно же, высочайшая. Вместе они создали огромную портретную галерею высшего общества России. Другие представленные в этом посте художники мне совсем неизвестны. У Рудольфа Казимировича Жуковского есть, хотя бы, страничка в русской Вики, на которой написано, что он иллюстрировал Конька-Горбунка, про Ивана Раулова можно найти разве что выписку из книги Кондакова, что он закончил Академию Художеств.

Так что предлагаю посмотреть на лица России почти двухсотлетней давности. Прически интересные, неожиданные, я бы сказал, как у прототипа Ставрогина, так и на первом представленном портрете. Мужской костюм, конечно, еще не совсем выродился, как в наше время, но все-таки уже был весьма строгим, да и мундиров на представленных портретах больше!

ЗЫ. Наверное, опять надо добавить что-то вроде, что будут лайки, глядишь и женски портрет выложу!

ЗЗЫ. Сама выставка будет идти до апреля, и там, конечно, не только портрет. Есть даже несколько работ, которые я фотографировал на другой выставке – в самом Историческом музее.


1. Рудольф Казимирович Жуковский. Портрет князя Н.М. Дондукова-Корсакова. 1841
Бристольский картон, акварель, белила, лак
Годы жизни художника: 1814 – 1886

Рудольф Казимирович Жуковский. Портрет князя Н.М. Дондукова-Корсакова. 1841

2. Петр Федорович Соколов. Портрет Г.И. Черткова. 1847
Бристольский картон, графитный карандаш, акварель
Годы жизни художника: 1791 – 1848
Григорий Иванович Чертков (1828 – 1884) – генерал-лейтенант, генерал-адъютант, командир лейб-гвардии стрелкового Императорской Фамилии батальона и лейб-гвардии Преображенского полка. Автор популярного военного издания «Памятные книжки для унтер-офицеров и рядовых».
Изображен в мундире лейб-гвардии Конного полка.

А)

Петр Федорович Соколов. Портрет Г.И. Черткова. 1847

Б) Фрагмент

Петр Федорович Соколов. Портрет Г.И. Черткова. 1847. ФРАГМЕНТ

3. Петр Федорович Соколов. Портрет графа В.Г. Строганова. 1828
Рисунок из альбома графини Ю.П. Самойловой
Бумага, акварель, лак
Годы жизни художника: 1791 – 1848
Валентин Григорьевич Строганов (1801 – 1833) – штаб-ротмистр, младший брат графов С.Г. и А.Г. Строгановых
Изображен в парадном мундире Кавалергардского полка.

А)

Петр Федорович Соколов. Портрет графа В.Г. Строганова. 1828

Б) Фрагмент

Петр Федорович Соколов. Портрет графа В.Г. Строганова. 1828. ФРАГМЕНТ

4. Петр Федорович Соколов. Портрет князя С.В. Трубецкого. 1830-е
Бристольский картон, графитный карандаш, акварель, лак
Годы жизни художника: 1791 – 1848
Сергей Васильевич Трубецкой (1815 – 1859) – прапорщик, член «Кружка шестнадцати», участник Кавказской войны. Друг М.Ю. Лермонтова и его секундант на дуэли с Н.С. Мартыновым.

А)

Петр Федорович Соколов. Портрет князя С.В. Трубецкого. 1830-е

Б)

Петр Федорович Соколов. Портрет князя С.В. Трубецкого. 1830-е. ФРАГМЕНТ

5. Леопольд Фишер. Портрет Н.А. Спешнева в кресле. 1843
Бристольский картон, графитный карандаш, акварель, белила
Годы жизни художника: 1814 – 1865
Николай Александрович Спешнев (1821 – 1882) – революционер, член кружка петрашевцев. Прототип Николая Ставрогина, главного героя романа Ф.М. Достоевского «Бесы».

А)

Леопольд Фишер. Портрет Н.А. Спешнева в кресле. 1843. ФРАГМЕНТ

Б)

Леопольд Фишер. Портрет Н.А. Спешнева в кресле. 1843. ФРАГМЕНТ

6. Амедео Прециози. Портрет князя П.П. Вяземского. 1844
Бумага, графитный карандаш, акварель
Годы жизни художника (Amedeo Prezziosi): 1816 – 1882
Павел Петрович Вяземский (1820 – 1888) – сын поэта князя П.А. Вяземского, дипломат, основатель Общества любителей древней письменности, владелец подмосковной усадьбы Остафьево. Автор научных и литературных трудов.
Изображен на фоне Константинополя, где в середине 1840-х годов работал в составе русской дипломатической миссии.

А)

Амедео Прециози. Портрет князя П.П. Вяземского. 1844

Б) Фрагмент

Амедео Прециози. Портрет князя П.П. Вяземского. 1844. ФРАГМЕНТ

7. Алексеев. Портрет графа В.Н. Панина. 1844
Бристольский картон, графитный карандаш, акварель, белила, лак
Годы жизни художника: работал в середине XIX века
Виктор Никитич Панин (1801 – 1874) – сын вице-канцлера графа Н.П. Панина, министр юстиции, председатель Редакционной комиссии для составления проекта Крестьянской реформы, владелец подмосковной усадьбы Марфино.

Алексеев. Портрет графа В.Н. Панина. 1844

8. Петр Федорович Соколов. Портрет неизвестного обер-офицера. 1820-е
Бумага, графитный карандаш, акварель
Годы жизни художника: 1791 – 1848

Петр Федорович Соколов. Портрет неизвестного обер-офицера. 1820-е

9. Иван Петрович Раулов. Портрет князя Э.В. Голицына. 1852
Бумага, графитный карандаш, акварель, белила
Годы жизни художника: 1828 – 1869
Эммануил Васильевич Голицын (1834 – 1892) – сын статского советника князя В.С. Голицына, предводитель дворянства Новгород-Северского уезда Черниговской губернии.

А)

Иван Петрович Раулов. Портрет князя Э.В. Голицына. 1852

Б) Фрагмент

Иван Петрович Раулов. Портрет князя Э.В. Голицына. 1852. ФРАГМЕНТ

10. Владимир Иванович Гау. Портрет князя А.Б. Куракина. 1840 (или 1838 как в англ. версии таблички)
Бумага, графитный карандаш, акварель, белила, лак
Годы жизни художника: 1816 – 1895
Александр Борисович Куракин (1811/13 – 1870) –генерал-майор, участник польской кампании 1830 – 1831 годов, венгерского похода 1849 года и Крымской войны 1853 – 1856 годов. Сослуживец и друг Ж.-Ш. Дантеса, барона Геккерна.

Владимир Иванович Гау. Портрет князя А.Б. Куракина. 1840 (или 1838 как в англ. версии таблички)

11. Владимир Иванович Гау. Портрет А.Н. Челищева. 1841
Бумага, графитный карандаш, акварель, белила
Годы жизни художника: 1816 – 1895
Андрей Николаевич Челищев (1819 – 1902) –сын действительного тайного советника Н.А. Челищева, офицер Кавалергардского полка.

Владимир Иванович Гау. Портрет А.Н. Челищева. 1841

12. Петр Федорович Соколов. Портрет неизвестного с орденом Св. Владимира IV степени. 1829
Бумага, графитный карандаш, акварель, лак
Годы жизни художника: 1791 – 1848

Петр Федорович Соколов. Портрет неизвестного с орденом Св. Владимира IV степени. 1829

13. Петр Федорович Соколов. Портрет П.П. Ланского. 1827
Бумага, графитный карандаш, акварель
Годы жизни художника: 1791 – 1848
Павел Петрович Ланской (1792 – 1873) – генерал от кавалерии, член Военного совета, участник Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов 1813 – 1814 годов.

Петр Федорович Соколов. Портрет П.П. Ланского. 1827

14. Владимир Иванович Гау. Портрет неизвестного в клетчатом жилете. 1847
Бристольский картон, акварель, белила
Годы жизни художника: 1816 – 1895

Владимир Иванович Гау. Портрет неизвестного в клетчатом жилете. 1847
Tags: Московские выставки
Subscribe

  • Однако

    А билетов и в Исторический на Дюрера и в ГМИИ на Не живопись уже нет! Со всеми путешествиями я забыл, что у нас музейный бумс! Впрочем, может, оно и…

  • Вернулись

    Далеко не все получилось. До Азова так и не добрались, это мое главное расстройство Во-первых, дня три дожди шли сплошняком. Не погуляешь особо.…

  • Может ли варвар рукой плавник использовать?

    У меня браузер иностранные тексты автоматом на русский переводит В принципе, нормально. Но во время соревнований прикольно. Страну, которую…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments